Комментарии
к материалам
Воскресенье, 2024-05-19, 12:01 PM
Категории каталога
ИНТЕРЕСНОЕ О МНОГОМ [24]
Login Form
Поиск по каталогу
Friends Links
Рыбка в банке Мопсоленд  Всепородный сайт Мир Собак Питомник мопсов-ОРЛАНДО КВИН Питомник мопсов- Мопсы TOP 100 Тематический каталог ссылок флора и фауна Каталог сайтов Всего.RU Рейтинг зоо сайтов
поисковая система АПОРТ
Телефонно-
информационный справочник 
для собаководов InfoDog - все породы собак
Собаки. Каталог пород собакФорум собаковода Доска объявлений
  • Инструкции для uCoz
  • Собаки. Каталог пород собакФорум собаковода Доска объявлений
    МОЙ МОПС - форум любителей породы ! www.mopsodrom.ru - портал о мопсах
    Site Poll
    У ВАС ЕСТЬ МОПС?
    Всего ответов: 291
    Site Statistics



    Каталог статей
    You logged in as Гость | Group "Гости"Hello Гость | RSS
    Начало » Статьи » РАЗНОЕ » ИНТЕРЕСНОЕ О МНОГОМ

    Курс кинологии 8
    МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИНОЛОГИИ (Заочный семинар завуча и преподавателя)
    К великому сожалению, люди творческого склада плохо приспособлены к сотрудничеству. Таланты скорее сжигают друг друга, чем производят общий продукт. В монополистическом прошлом советские кинологи вынужденно просиживали вместе, и хотя даже и через драку, но общий язык находили. В противном случае приходилось искать другое занятие в жизни и это держало в рамках. Однако попасть на курсы, тем более добрести до экспертского билета... – понятно, как обличенные властью защищались от потенциальных претендентов на нее.
    Демократия в отечественном собаководстве стартовала с присвоения званий и категорий, а также с бесчисленных кинологических курсов. Было срочно изобретено звание «Эксперта третьей категории» (вроде «инвалид пятой группы»). Но качество обучения пожалуй все-таки не улучшилось, хотя курсы изменились до неузнаваемости.

    В прошлом ДОСААФе существовали программы и почасовые планы, от которых не позволялось отступать. Обучение было рассчитано на самого слабого, поскольку в прошлом «незаменимые» права на существование не имели, и сам процесс длился до того, пока всем остальным в группе тошно станет от скуки – даже если преподаватель гениален, этого очень даже запросто можно было и не заметить, ничего из курса не вынеся для практики. Кроме свидетельства об окончании.

    Сейчас программы как правило просто нет и курсы тянутся без видимого конца и с постоянно меняющимися преподавателями. Но и прошлое вернуть практически невозможно, поскольку и в науке, и в отечественной кинологии произошли свои перевороты. Нелепо рассказывать о плане разведения, если уже давно бессилен тот, кто его царственно визировал. И как вообще научить вести племенную бухгалтерию и возвести учет в самоконтроль привыкшего работать не для себя, а на дядю-генерала? Если профессионалы в науке обсуждают проблемы и методологию преподавания генетики, генетического анализа и теорий эволюции, а также дефицит адекватных учебников, то собаководы устраивают курсы без затей – чтобы лишний раз выступить перед аудиторией самому или для пополнения клубного бюджета.
    Наши рекомендации предназначены тому, кто завязан в учебном процессе и при этом ему небезразличен престиж собственного клуба. Потому что мне мой престиж преподавателя дорог и я больше не возьмусь читать лекции без утверждения почасового плана заранее.
    Любой собаковод с опытом разведения знает или чувствует – люди «не виноваты», как и собаки они зависят от природы и ее волн. Но именно этот момент и есть основной предмет преподавания. В чисто человеческом аспекте, касающемся узко преподавания, в текущую волну от качества преподавания зависит меньше, чем от мотивированности набора курсантов. А это в свою очередь зависит от престижности клуба, но вовсе не от его способности организовать и поставить учебный процесс – в престижном клубе и преподаватели настолько уважаемые и заслуженные, что давно забыли: «Способность долго не кончать есть преимущество мужчины, но не оратора. Однако каждый хочет получить такой экспертский билет, который будет признаваться. И уж эти-то из любого преподавателя правду вырвут...

    В программе и преподавании генетики содержится дилемма. Очень легко рассказать необходимое кинологу, заводчику, руководителю разведения или координатору (племенному директору) семейного питомника. В зависимости от роли человека в клубе это совершенно разные вещи, но излагаются они одинаково легко и совершенно без терминологии простым, почти бытовым языком. Причем слушатели даже не догадаются, насколько технологически полный объем знаний мощно обосновывается данными современной генетики, которые после крушения менделевской парадигмы (при возвращении нерасчленяющего подхода к живому) пошли лавиной и не обобщены для учебника. Очевидно, знать формальную генетику собаководам полезно и особенно для общения, но знать только ее в условиях нашего остро конкурентного общения – опасно для качества разведения.
    И действительно – собаководам знания чаще нужны не для того, чтобы сделать что-то, но для того, чтобы... спорить! – настоять на своем, не уронить личный престиж, сохранить или повысить свой рейтинг в клубе. Необходимый и вполне достаточный для подавления конкурентов набор терминов и объем знаний м.б. с лихвой предоставлен – в современной генетике много всего и знать все вовсе не требуется. Но знания, позволяющие на любое утверждение оппонента с убедительной театральностью для публики выдвинуть свой контраргумент, не технологичны и сами по себе, без глубины понимания, в разведении и подборе действительно мешают.

    Как технологическая деятельность в управлении генетической информацией живого и жизнеспособного существа (иначе — получение новых не существующих в природе искусственных геномов), разведение собак, если его принципы сформулировать в явной форме и без необоснованных ссылок на академическую науку, обогнало генетико-инженерную биотехнологию и академическую науку вообще. Поэтому и ссылаться на науку как на истину в последней инстанции – это для слабонервных или несведущих. Дело не в науке, а в игре – любое манипулирование генетической информацией есть либо эволюция (если с продолжением), либо чисто познавательное исследование структуры, функции и эволюции генома и не производит жизнеспособных генетических структур. Но любая эволюция (с продолжением!) – обязательно игровая конкуренция, жизнеспособную (генетическую) программу единственно сознательным усилием разумной воли не может из одной головы родить никто, будь то генетический инженер над молекулами в тиши лаборатории или Сталин над народами на бурной арене истории.

    Здесь содержится вечный и больной для России акцент. Слишком легко у нас устранить личного конкурента и много для этого способов, в т.ч. «данные современной науки» (см. например доклад Н. Ролле о крипторхизме в конце этой части или статью Д. Беляева по дискуссии о, как теперь понятно, гибридном дизгенезе, в журнал «Природа»), но почти невозможно организовать полноценную конкуренцию, которая одна продуцирует компетентность и профессионализм. Но не потому, что у нас много агрессивных людей, хотя это и правда. Скорее наоборот – в совке еще не пришло понимание, что игра в принципе м.б. честной и в ней действительно можно выиграть. Проще нигде не показывая свою собаку, просто считать ее лучше всех. Однако выставочная игра возникла и утвердилась в России в одной исторической эпохе с западом и это было похоже на появление нового типа собаки в ринге. А кинология как наука вообще отечественного производства и вряд ли имеет аналоги – в отличие от запада, у нас в России за невозможностью позитивного действия всегда есть и было время подумать...
    Весьма неразумно приглашать для чтения лекций в составе курса кинологов действующего ветеринара – как и медики, специалисты в массе действительно вроде флюса однобоки, а в целом ветеринария имеет свои цели, хотя теперь и не совсем противоположные кинологии, как в недавнем прошлом. Ветеринару не надо знать о возвратной форме чумы, мутагенном действии вакцин, мутагенной активации провирусов ультрафиолетом, сравнительной статистике раковых заболеваний рожавших и неразвязанных сук. Кинолог или тем более заводчик должен уметь обращаться с ветеринарами как и с генетическими знаниями или терминами – используя все это на благо породе и выполняя роль компетентного посредника, быть незаменимо-полезным для владельцев.
    «Специалисты» в составе курса, даже по породам, где это необходимо, вообще вносят достаточно много трудностей – от отсутствия у них иллюстративного материала (некоторые не считают себя обязанными готовиться к лекции) до почти полной невозможности организовать полноценную проверку усвоенного на экзамене и отсутствия списка литературы для подготовки.
    Наиболее разумный курс кинологов для взрослых людей с опытом нескольких лет общения в клубе, умеющих ориентироваться в клубной суете, осознающих свои желания в собаководстве и свою клубную роль, согласно нашему опыту преподавания и наблюдения самых различных курсов нижеследующий. Причем порядок тоже важен (возможно лишь в зависимости от типа группы и настроения руководителей клуба, вмешивающихся в учебный процесс, поменять местами первую и третью части).

    Курс кинологов-инструкторов племенного разведения (третий уровень обучения в кинологии – первый профессиональный для людей, работающих более чем со своей личной собакой) состоит из трех частей плюс экзамен с консультацией, всего 48–85 часов. Каждая часть включает 4–5 занятий по 4–5 академических часов, не реже одного и не чаще двух раз в неделю: а). биология собаки – болезни, в т.ч. инфекционные, инвазионные, ошибки выращивания и пороки развития, дифференциальная диагностика и доврачебные действия, аптека, принцип неотложной помощи как этика и техника общения с владельцами; системы размножения кобеля и суки, техника вязки, особенности психологии владельцев суки и кобеля, роль инструктора, щенность, выращивание и критические фазы развития, принимаемые заводчиком решения и типичные ошибки распределения акцентов и подбора владельцев щенков; пищеварительная система – особенности хищных, сбалансированный рацион, его критерии и способы достижения выставочной кондиции; выделительная система и обмен веществ – особенности хищных; нервная система, органы чувств; эндокринная система; сердечно-сосудистая система; опорно-двигательный аппарат; б). осмотры и их протоколирование, генерация и фиксация племенной информации, эволюционные отношения и племенное дело, прикладная динамическая генетика и биологическое обоснование собаководческой игры, наследственные аномалии и генетические схемы кодирования окрасов; в). общий экстерьер, этика и техника экспертизы, типы выставок, их регламент и порядок проведения, отчет эксперта.

    В зависимости от личности преподавателя и подготовки группы порядок может быть изменен на традиционный и генетическая часть – заменена на традиционный же курс, но это нежелательно – приходиться заставлять взрослых людей вызубривать значительное количество сведений, не имеющих непосредственного применения в кинологической практике. Например, начиная обучение с менделевской гипотезы (практика показывает – в школе она как правило не усваивается), человек с огромным трудом запоминает термины и дело продвигается туго. Но усвоив формальный менделизм, курсант впадает в своеобразный «генетический психоз», в любой ситуации или явлении видя исключительно одни гены и аллели – даже если они и рядом не лежали.
    Аналогично, начиная курс с анатомии и физиологии, преподаватель невольно утверждает в сознании слушателя мнимое могущество расчленяющего подхода, т.е. как будто из знаний об устройстве и частностей можно вывести некую «формулу жизни» хотя бы одной собаки, как казалось возможным составить впечатление о красоте животного по перечислению фиксированных характеристик.
    Действующий кинолог должен быть абсолютно уверен и обучение не должно этого разрушить, но наоборот утвердить, что ринговая конкуренция с единственным экспертом в центре, владеющим словом и умеющим описать красоту облика и показа собаки (точнее, свою эмоциональную реакцию на показ собаки в сравнении с ее конкурентами) есть самодостаточная информация для воспроизводства поголовья породы, иначе – воспроизводительной охраны искусственного генофонда как национального достояния: конкурентная игра людей экономно копирует весну жизни в естественных условиях.

    Чтобы приблизить традиционный курс генетики к технологичности собаководства, совершенно необходимо включать в него гибридный дизгенез, механизмы генетической нестабильности, системность, понятие эволюционного состояния и зависимости от него реакции на инбридинг. Но преподаватели как правило даже не слышали о том, что происходит в генетике в последние два десятка лет!
    Механизмом закрепления материала в памяти служит полноценный экзамен с консультацией, если его провести согласно известным нормам и они тоже должны быть известны курсантам заранее. Произвольность в проведении экзамена – все равно что проталкивание собственного кобеля руководителем клуба.

    Если курс не затянут так, что в процессе поменялся состав курсантов, а те, кто дожил до конца – забыли начало, желательно проводить экзамен в один день, по билетам с тремя вопросами соответственно трем частям курса, с комиссией не менее чем из двух преподавателей и представителя клуба одновременно (см. «Правила приема экзамена»).
    Консультации желательно проводить накануне экзамена по вопросам учащихся, имеющих программу курса (экзаменационные вопросы – нежелательно). Программу целесообразно строить на основе трех источников: школьный учебник по биологии, Гусев и Гусева «Экстерьер собаки», Х. Хармар «Собаки и их разведение» – формулировок из указанных изданий в любом случае должно хватить на оценку «удовлетворительно».

    Если клуб действительно заботится о своем престиже, с людьми начинают работать со времени заведения щенка или даже несколько раньше – как только появившийся человек проявил такое желание. В это время человек особенно восприимчив к позитивным знаниям и почти не отягощен дворовыми советами и дворцовыми интригами. И чем больше он вложит в собственного щенка с помощью клуба, тем больше будет престиж клуба в его глазах, когда его собака начнет выставляться. Сейчас все общение с владельцами щенков оставлено на откуп заводчику, который либо кукушка, либо сам знает мало и если учит, то исключительно тому, как прыгать из клуба в клуб и зачем. В чем он к сожалению прав, но заводчиков и владельцев кобелей тоже надо учить. Хотя вторая ступень малоприятная и совершенно неблагодарная – преподаватель получит больше скепсиса, чем понимания, даже в ответ на очевидную биологию вроде: если суку вообще не вязать, то болеть она будет в среднем меньше; если кобеля развязать, его поведение и контактность вряд ли улучшатся; терроризировать всю округу не следует и владелец собаки не имеет морального права предупреждать о собственном «оружии» – напротив, обязан обеспечить безопасность окружающих людей и животных; щенки нужны не собаке, а ее владельцу, и не для здоровья, а чтобы побеждать в ринге, и нет хорошего заводчика, который ни разу ни одного щенка не утопил или зависит от их продажи материально.
    Обучение экспертов, инструкторов, парикмахеров – своя песня, слишком на этом уровне уже много чисто профессиональной или внутрисемейной конкурентности, меркантильных перекосов, властолюбия не связанного конкретно с кинологией или собакой, сублимированной сексуальности. Однако иногда достаточно просто все это произнести вслух и дать понять, насколько м.б. красива наша игра, если не уступать своего права на победу. Здесь уже основным учебником скорее становится Берн, чем специальные руководства, да и преподавателей у нас достаточно. И очень много людей, наследственно способных реализовать свой талант в парикмахера или эксперта. Но билет эксперта как правило не облегчает задачу войти в ринг – без него это бывает проще, и так и останешься на всю жизнь на вторых ролях – но для этого тем более не нужно разрешения: у нас теперь всю жизнь определяют инстинкты великих мастеров вторых ролей. И даже просто стрижка пуделя, если она выполнена мастерски, то «из магазина готового платья» – парикмахер вынужден работать так, чтобы громче заявить о себе, иначе он ничего не заработает и без систематического обучения это проще...
    Сколько брать за обучение – это вопрос, принадлежащий общей проблеме выбора стратегии клуба и примыкает к проблеме свободного и рекомендационного набора (по «представлению Совета клуба» – т.е. только блатных).
    Умозрительно – набор должен быть конкурсным, хотя вступительных экзаменов пока нигде не было (произвол предпочитается), а плата м.б. от символической до малодоступной – это стратегия, а заработать можно, например на продаже этого конспекта.
    Так же умозрительно плата за профессиональное обучение должна быть высокой (парикмахеры, эксперты, инструкторы) — как и цена щенка кровного воспроизводства. Одновременно высоким должны быть уровень качества и товарной марки.

    Категория: ИНТЕРЕСНОЕ О МНОГОМ | Добавил: mopsolend (2007-04-29)
    Просмотров: 2167 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0 |

    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сайт управляется системой uCoz Copyright MyCorp © 2006